Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Афиша кино, театра, концертов в городе Хотькове. Репертуар
Сводный репертуар всех залов
Музей Абрамцево, что будет?

Мастерская шкафа с колонкой

`Афиша

Сеансы:

Период проведения выставки: с 22 апреля по 26 июня 2016 года.

.

Стоимость

нет данных, подробности у организаторов

Жанр:

Художественная выставка

Авторы:

Музей Абрамцево

Аннотация мероприятия:

22 апреля 2016 года в 14.00 часов в залах отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открывается новая выставка. Посвящена она Абрамцевской столярной мастерской. Подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей в 1870-1918 годах знаменитой семье меценатов и благотворителей Мамонтовых, суждено было стать тем местом, где родилось, по оценке современников, целое движение к возрождению национального духа в русском искусстве. Неотъемлемой частью этого яркого художественного процесса является деятельность Абрамцевской столярной мастерской. Сегодня это всеми признанный факт: Абрамцевская столярная мастерская принадлежит к значительным явлениям отечественной и мировой культуры, являясь важной составной частью национального наследия России. А начиналась история мастерской в 1876 году в Абрамцеве. Причиной её возникновения были социально-благотворительные и, возможно, утопические попытки хозяйки усадьбы Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. Цель мастерской она определила так: «внести просвещение в среду подрастающего поколения» крестьян, «поднять его материальное благосостояние, а также нравственный уровень», «дать возможность крестьянам не помещать своих детей в ученье в город, не отрывать их от семьи, а, напротив, воспитать местных столяров-кустарей».

В 1885 году Елена Дмитриевна Поленова, талантливая художница, взяла на себя художественное руководство столярной мастерской. Одна из главнейших особенностей в деятельности столярной мастерской в Абрамцеве была выражена Еленой Поленовой в её письме П.Д. Антиповой в 1885 году: «Цель наша – подхватить ещё живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться». Художница чутко уловила подспудно созревшую в России потребность эстетизации быта и осознала преобразующую силу народного искусства. В создававшихся по её эскизам предметах можно увидеть первые ростки нового направления в русском мебельном искусстве.

Примеру Поленовой в 1890-е и особенно в 1900-е годы последовали сотни художников, меценаты, земства и даже правительство. "От неё пошла вся художественно-промышленная деятельность земств, — писал А. Н. Бенуа в 1904 году, — ею были вдохновлены абрамцевская гончарная мастерская, Строгановское училище, ковровое производство г-жи Чоглоковой; она же была главной вдохновительницей других художников: Якунчиковой, Малютина, Давыдовой, Рериха, Коровина, Головина и Билибина". С 1898 года художественной частью Абрамцевской столярной мастерской заведовала художница Наталья Яковлевна Давыдова. Она продолжила направление, заданное Е. Д. Поленовой, связанное с творческим освоением национальных традиций. При этом Наталье Давыдовой удалось создать свой, узнаваемый почерк пластически насыщенных орнаментальных композиционных построений. С её приходом «кустарный» характер деятельности мастерской стал меняться — производственная часть мастерской была значительно расширена, превратившись в серьёзное производство.

В конце XIX века абрамцевская мастерская послужила примером для возникновения аналогичных мастерских. Среди них можно назвать художественно-столярную учебную мастерскую и столярно-мебельную артель в Сергиевском Посаде, которые были организованы Московским губернским земством в 1891 году. А также — учебно-столярную мастерскую в деревне Семёновка Льговского уезда Курской губернии, просуществовавшую с 1893 по 1903 год. Её организатором, руководителем и автором проектов изготовлявшихся изделий был художник Н. Д. Бартрам. Опыт абрамцевской мастерской использовался М. Ф. Якунчиковой, которая устроила вышивальные и швейные мастерские в селе Соломенки Тамбовской губернии. Успехи абрамцевских мастерских вдохновили и М. К. Тенишеву на создание не менее известных мастерских в имении Талашкино под Смоленском.

Мировой публике изделия в русском стиле абрамцевской столярной мастерской были представлены впервые на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Они сразу завоевали признание европейской художественной элиты. В последующие годы на национальных и международных выставках они всегда имели заслуженный успех.

Елена Поленова создала более ста эскизов для абрамцевской мастерской, по которым изготовлялись мебель и предметы быта. Среди них и знаменитый «Шкаф с колонкой». Этот шкафчик, предназначение которого может быть разным, но считается, что это аптечка, появился осенью 1885 года. Можно сказать, что «Шкафчик с колонкой» стал своеобразным символом абрамцевской столярной мастерской, — он многие-многие годы имел громадный успех и спрос у покупателей. Елизавета Григорьевна Мамонтова в одном письме, в шутку, назвала свою столярную мастерскую «мастерской шкапа с колонкой». А организаторы вынесли эти слова в название выставки.

Среди богатых и разнообразных коллекций Музея-заповедника «Абрамцево» произведения столярной мастерской, выполненные в русском стиле во второй половине XIX — начале XX века, занимают особое место. По своей полноте и представительности, качественному уровню это собрание является одним из крупнейших и лучших в России. Выставка в отделе художественных ремёсел дополняет основную экспозицию Музея-заповедника: выполненные «в материале» произведения выдающихся художников — Е. Д. Поленовой, Н. Я. Давыдовой, А. М. Васнецова — в период с 1880-х до 1930-х годов, сопровождаются подлинными проектами и эскизами мотивов резьбы и художественной отделки; широко представлены работы мастеров-резчиков абрамцево-кудринского промысла, выпускников абрамцевской мастерской (1910-1930-е годы).

В целом на выставке показано более ста работ выдающихся российских художников и мастеров.

 

Версия для печати
 
 
 
Наверх страницы